вторник, 15 июля 2008 г.

Интервью с группой "Vespero"

MADZ» удалось взять интервью у участников великолепной астраханской авант- краут-рок-психодел- экспериментал группы, которой подвластны все музыкальные жанры, - «Vespero» и узнать у них все об импровизации, уточке До До, видениях и прочих чудесных диковинках. Спешите видеть и читать: Аркадий (бас, вокал), Иван (барабаны) и Алексей (клавиши)!

PS Надо сказать, что интервью получилось интересным и большим, поэтому объединенными редакторскими и космическими силами было решено поделить эту беседу на несколько частей. Сегодня Вашему жадному вниманию представляется вторая часть нашей прелюбопытнейшей беседы, - триквелы будут позже. Первая же часть можно прочитать тут: http://madz-zine.blogspot.com/2008/07/vespero.html


Мила: Для вас идея в музыке в чем заключается?
Аркадий: Думаю, что в красоте, как и любом другом виде искусства.
Насколько для «Vespero» важен элемент импровизации в творчестве?
Аркадий: Он первоочередной. У нас постоянно возникают периоды, когда мы, собираясь на репетициях, начинаем импровизировать просто «с нуля» - так рождается большая часть наших работ. Да и сами композиции со временем видоизменяются, что-то исчезает, или, наоборот, появляются новые настроения.
Алексей: Да, Аркадий прав, импровизация – ключевой элемент, по крайней мере, на нынешнем этапе творчества. Без импровизаций мы бы выглядели гораздо скучней и бедней и, в конце концов, влезли бы в какие-то музыкальные рамки.
Иван: Добавлю, что последние полгода мы активно занимаемся исследованиями в данной области. Спонтанное развитие композиции и конструирование импровизационных пластов в реальном времени. Итогом наших исследований будет, скорее всего, грядущий альбом, где мы на костяк единожды сыгранной импровизации накладывали дополнительные партии.
Вообще, за последнее время больше всего нас поразили московские «В.О.М.», которые были у нас в Астрахани с концертом. За основу их музыки берется простая постоянная пульсация, схожая с ударами сердца или бубном в традиционном шаманизме. И эта пульсация обыгрывается десятки раз и может продолжаться до бесконечности, ты теряешь ощущение времени и пространства, во многом это похоже на танец. Я до сих пор нахожусь под впечатлением.
Мила: Понятно, но, если все-таки вернуться к вашей импровизации, что именно подтолкнуло вас заняться музыкальным исследованием в этой области (в импровизации)?
Иван: Я думаю, что каждая группа должна заниматься импровизациями, хотя бы треть репетиционного времени - ведь это позволяет музыкантам учиться взаимодействию инструментов и, кроме того, импровизации часто становятся законченными композициями. Например, «Inna burst into tears»(«Инна разрыдалась») изначально была импровизацией с бонгами, записанной на одной из первых репетиций дома ещё, когда я не играл на ударной установке. А вообще, в свое время я даже написал тезисы для нашей группы «Об Импровизации и её методах»:
«На данном этапе развития группы нам стоит уделить внимание способам создания композиционного полотна. Мне кажется, стоит отойти от психоделической импровизации (которая имеет множество недостатков), сделать её лишь одним из видов организации музыкального пространства, наравне с другими.
Перед тем как начать играть, стоит отбросить все ходы, которые мы когда-либо использовали, необходимо избавиться от стереотипных ходов, - к музыке стоит приходить безоружным, не нужно стараться подчинить её себе, как это мы сейчас делаем, создавая скелет, но, в то же время, не нужно и наращивать мясо. У нас просто есть форма, но ее самой по себе для самостоятельного организма недостаточно.
Намного более убедительно звучит то, когда мы не стараемся играть сложно, наш идеал - это регулируемая спонтанность. Изменяя показатели, как то: насыщенность, состав выразительных средств, настроение, стиль и т.д., можно добиться богатой палитры.
По составу:
Существует ряд комбинаций (первая цифра это задействованное кол-во инструментов, вторая - максимально возможное кол-во).
1. Для нас самая распространенная - 5/5; характеризуется общим навалом и максимальным присутствием;
2. 4/5;
3. 3/5;
4. 2/5;
5. 1/5;ё
Возможно регулировать степень насыщенности инструментов, преобладание того или иного. Возможен также ряд комбинаций: 3/5 - 2/5 - 5/5. 5/5- 1/5- 2/5-5/5 и т. д.
Стандартным для нас ходом является структура, как уже было написано выше 5/5 и 1/5 -5/5. А также 1/5-2/5- 3/5-и т.д. цель расширить границы вариативности.
Допустим, перед концертом можно заранее обговорить структуру композиции. Например: 2/5- 4/5- 3/5/-5/5 -2/5 установить контрольные точки вступления каждого, обусловленные условным знаком, смена стиля тоже может осуществляться знаком, условиться о насыщенности, снизу индексом обозначаются имена не участвующих музыкантов.
Зная правила, можно в процессе игры научиться кардинально изменять ход импровизации.
Другим важным показателем является лидерство выбранного инструмента. Допустим, при обговоренной структуре, стиле можно выбрать на всем или только на некотором участке лидирующий инструмент, отказаться от традиционного лидерства гитары.
Мне кажется, стоит пересмотреть позиции ритм секции (она больше не земля, на которой сражаются другие инструменты, бас тоже умеет летать).
Другим регулируемым показателем является время импровизации. В основном, в импровизации присутствует много лишнего - мы придерживаемся середины, если не происходит химической реакции, то полотно не будет таким длинным, как того хотелось, и маленькие, неокрепшие уточки До до не смогут укрыться от зноя полярного круга.
А для лаконичности у нас не хватает дисциплины. Поэтому музыкант:
1.Не надо навала;
2. Сдерживайся, даже если тебе есть что сказать – это не твой кусок, так что заткнись и жди, скажешь это в следующий раз;
Т.о. нам стоит отбрасывать середину, губительную для выразительности произведения - импровизация должна быть или коротка или длинна;

Графически в законченном виде регулируемая - спонтанная импровизация выглядит таким образом:

Повышение Затихание
(пример: Стеклянный лес) 4/5в - 2/5с л н - 3/5л н - 4/5л - 5/5 - 3/5в а - 1(2)/5 л в с
+ примечания, касающиеся инструментов: ноты, размеры, состав инструментов, стиль, темп и т.д.

В процессе игры музыкант видит лишь поле своего инструмента. Поэтому:
1. учись слушать пространство других;
2. не бойся пустых открытых пространств;
3. не впускай посторонних мыслей в себя во время игры - это отражается на том, что ты говоришь;
4. учись во время остановиться;

Импровизация может организовываться по принципу природных процессов: буря, зной, спокойствие, дождь, солнечно, падение снежинки, затмение, и опять же, применима краут -практика семи сакральных животных и т.д.
В основу можно закладывать некий архитипичный образ, сюжеты вновь оживляемой придуманной мифологии, закрепленный и который будет отправной точкой цепи образов переплетений, пучков, отростков, ассоциативных цепочек и т.д. Можно сознательно ослаблять внутри композиции причинно следственные связи делать, их прозрачнее или разрывать их вообще.

Если говорить о мифологии, то за центральный образ можно взять выдуманные креативисткие мифы (о создании мира), или о мифологическом герое - например, всекайфовой уточки До до- полуживотном полубогом, которая соответствует четвертой ступени в иерархии священной балюстрады и волшебного бородатого фонаря мудрости и дисциплины.

Ибо как говорил все мудрый Фрипп, «дисциплина есть наилучший путь к истинному знанию».

Главная цель в краут импровизационных практиках - это следование указаниям доктора Краута, и следу семи животинок на солнечном песке, загвоздка лишь в том, что они иногда одевают обувь, и их следы теряются среди других, но их поиск скорее увлекателен, чем пессимистичен. Не следует забывать и сопутствующей ей танцевальной практике, т.к. в любом случае дело в плодородии.

«Мы все крутимся на солнечной карусели, главное чтоб не стошнило»- так говорил учитель Додо.

Психоделическая импровизация - это линейная импровизация, замкнутая в своем историческом развитии, здесь нет потенции для развития. В отличие от психодел импровиза, более выигрышен РИО импровиз в духе Фреда Фритта- он характеризуется некой спонтанностью и непредсказуемостью и необыкновенной чувственностью, хотя подобная музыка иногда граничит с антимузыкой -«о лучистые выразительные средства придите к нам, проясните законы облачной механики».


ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ!
В следующий вторник.

Web-координаты группы «Vespero»:
http://www.myspace.com/vesperohere
http://vesperpages.nightmail.ru/

Комментариев нет: