вторник, 26 августа 2008 г.

interview - Krobak


MADZ удалось поговорить, душевно посмеяться и узнать много чего интересного из уст дивного украинского прог-пост-рокера и первого слипкорщика во Вселенной Игоря Сидоренко, создателя меланхолично прекрасного проекта Krobak.


PS Надо сказать, что интервью получилось интересным и большим, поэтому объединенными редакторскими и космическими силами было решено поделить эту беседу на несколько частей. Сегодня Вашему жадному вниманию представляется первая часть нашей прелюбопытнейшей беседы, - сиквелы будут позже.



Мила: Не так давно на лейбле «Cardiowave» вышел твой дебютный альбом «The Diary of the Missed One». Мои искренние поздравления с таким важным для тебя в жизни событием! Расскажи, пожалуйста, что именно ты чувствовал, когда в первый раз взял в руки свой диск?

Krobak: Я возвращался с почты, где получил первую порцию авторских дисков…хотел донести домой и там торжественно вскрыть, но не удержался, и в первом же сквере разорвал коробок :). Взял в руки первый диск, почитал буклет, вдохнул запах свежей типографской краски, оценил дизайн, подержал немного сам диск на ладони… В это есть что-то мистическое, что-то от фетишизма, будто проникаешься этой энергией…Это как первый секс, только лучше :). Стоишь и думаешь: это Я сделал? Это мое? Но самый большой шок я получил в Одессе, когда увидел около 30 своих дисков сразу :). Именно эта потоковость, массовость, это множество меня покорила, ввергла в несколько суеверный ужас, и я себе поклялся никогда не подводить тех людей, которые потом возьмут эти диски в руки и понесут домой (пардон за пафос!)
Мила: Нет, все отлично, никакого пафоса нет! =) То есть ты чувствуешь некую ответственность перед теми людьми, которые купили альбом, или они его скачали или ты им подарил, не важно. В чем именно она заключается?

Krobak: Конечно! В этом плане меня некоторое время мучил комплекс лоу-файности первого альбома. С другой стороны, лучше я сделать попросту не мог, и не мог дать переспеть плоду, к тому же сама концепция альбома предполагает некоторую шероховатость, сырость звука (мне в принципе импонирует DIY-принцип, причем, скорее у блэк-металлистов, нежели у панков :))…тем более, что отзывов в духе «понравилось» или «неплохо» было все же больше, чем замечаний и уколов а-ля «гитара в середние второго трека звучит глуховато». На данный момент комплексы по поводу качества устраняются путем поиска путей записи материала в хорошо обрудованной профессиональной студии :).

Мила: Когда я слушала твой альбом, то меня не покидало ощущение загадочности, какой-то тайны, которую хочется разгадать, сделать своей, пустить эту грусть и меланхолию в свое сердце. Этот «Дневник» мог быть написан по-настоящему чувственным, тонким человеком. Мне кажется, что ты и есть этот Исчезнувший, это твою музыкальную откровенную рукопись мы столь внимательно читаем и слушаем. Если это так, то почему ты решил исчезнуть? С какими трудностями на жизненном пути не смог совладать, что решил излить печаль в дневнике?

Krobak: Спасибо за чуткость и такое внимание к моей музыке, очень тронут :). Ты права насчет проецирования образа Исчезнувшего на себя – конечно же, повествование идет от первого лица, и это МОЙ дневник, мои эмоции, мысли, идеи, чувства… А сама идея Исчезновения метафорична, это своего рода эскапизм – в своей музыке я исчезаю для проблем внешнего мира, я становлюсь невидим и неуязвим. Ухожу туда от тех самых трудностей и проблем, собираюсь с мыслями, сосредотачиваюсь, отдыхаю. Это как место, в которое всегда можно вернуться; как друг, который верен тебе до конца; как Дневник, в конце концов, куда можно записать как все самое личное и сокровенное, так и откровенную ересь. Видимо, альбом следовало назвать «Блог Исчезнувшего», но я старомоден :).

Что касается меланхолии, то я считаю ее вполне естественным чувством. Это ведь светлая грусть, это свет в конце тоннеля, это синоним созерцания и гармонии в моем понимании. Для меня лично она совершенно естественна, я довольно меланхоличный человек, но это не значит, что большую часть времени я провожу в горьких думах и суровом одиночестве :).

Мила: Отдыхать и веселиться тоже нужно! :)
Но поправь меня, если я ошибаюсь, но человек, который в душе очень ранимый, чувственный, да еще вдобавок занимающейся творчеством, в обычной жизни частенько носит маски. И я не говорю, что это плохо, это просто необходимо, на мой взгляд, чтобы более-менее органично сосуществовать с этим миром. Какие маски носишь ты и не боишься ли отчасти сродниться с ними?

Krobak: В принципе, я не особо распространяюсь о своей музыкальной деятельности людям, с которыми вижусь каждый день. Городок, в котором я живу, далеко не лучшее место на Земле, чтобы бравировать там должностью Главного Пост-Рокера Восточной Украины :)(это не я придумал, кстати, и я не согласен с формулировкой :)). Например, за 4 года учебы в университете от силы десяток человек знал, что я играю на гитаре :). Так что особой нужды в масках не испытываю, тем более, что чередование хорошего и плохого настроения у меня вполне сбалансировано…искренность и максимальная отдача – ключ ко всему. В какой-то мере я даже могу назвать себя гармоничным и счастливым человеком…если б только не эти проклятые гордыня и самолюбие…)))))))))))))))))))))


Мила: Кому, в первую очередь, был адресован «The Diary of the Missed One»? Кто тот человек, кто должен послушать и понять обращенные к нему одному в музыке вещи?

Krobak: Я не могу сказать, что писал какому-то определенному человеку, даже не могу сказать, что писал для себя. Писал, что чувствовал, и что получилось на выходе – отражение желаемого результата, искаженное условиями записи и аппаратуры :). Мне очень приятно, когда отзывы приходят от людей, далеких от подобной музыки – значит, в какой-то мере я сумел выйти за негласные рамки жанров и стилей и зацепил чем-то человека, который раньше о подобном не слышал и не интересовался таким. Это я считаю одним из своих главнейших достижений.

Мила: Все три композиции на альбоме – это части одного целого, это страницы дневника, помогающие нам понять чувства и переживания Исчезнувшего. Но, тем не менее, какая из этих глав-треков, по твоему мнению, самая главная? Где скрыта правда об Исчезнувшем?

Krobak: Альбом представляет собой довольно сложную схему, малозаметную на первый взгляд. Каждая композиция разделена на две части, в какой-то мере противоположные. Как метафора извечного противоборства в человеке – инь/янь, свет/тень, день/ночь, добро/зло и прочих дуалистических символов. Поэтому часто бывает, что первая часть композиции кому-то нравится, а вторую он не переваривает :). К тому же как в любом уважающем себя произведении искусства, в альбоме существует завязка (первая часть “Park Luny”), панорама (вторая часть “Park Luny” и первая часть “By the Music of Autumn Trees”), кульминация (вторая часть “By the Music of Autumn Trees” и первая часть “The Fried Bull’s Blues”) и развязка (вторая часть “The Fried Bull’s Blues”). Если слушать альбом в один присест, это нетрудно заметить.

А правды об Исчезнувшем как таковой фактически нет. Это не значит, что я балуюсь пост-модернизмом и прячу символы в символах, скрывая отличие сущности пустышками – просто искусство субъективно, правда для каждого своя, и мне опять-таки очень лестно узнавать, что кому-то нравятся (или вызывают определенные ассоциации) те моменты, которые самого меня трогают не так сильно. Вот где правда: Исчезнувший есть в каждом из нас, и иногда приходит время дать ему выйти на свет.

Мила: Тебе удалось «расшевелить» наших Исчезнувших, мой то вылез наружу. =)

Krobak: Приятно слышать)))

Мила: Насколько я знаю, мелодия в «Park Luny» была придумана тобой во сне. Согласен ли ты тогда с тем, что во сне мы погружаемся в какое-то другое пространство и проживаем там еще одну жизнь, зачастую не очень похожую на нашу обыденную, и все самое прекрасное происходит с нами во сне?

Krobak: О да. В принципе, большинство вещей сочиняются мной во сне или приходят в готовом виде в самое неожиданное время – например, в автобусе :). Вот так идешь, слышишь готовую аранжированную вещь в голове и вспоминаешь: а чья это? И только сконцентрировавшись понимаешь: да твоя ведь! :). А сколько так вещей было потеряно или отбраковано, ох… А сны для меня как некий аналог веществ, расширяющих сознание (наркотики не признаю и не принимаю, отношусь крайне негативно ко всему, с ними связанному), некая альтернативная реальность. Но исключительно в снах нельзя черпать вдохновение – нужно задействовать личные силы :).

Мила: Я знаю, что ты большой поклонник творчества Дэвида Линча и знаешь, слушая твой альбом, я поймала себя на мысли, что по настроению он очень похож на атмосферу одного небезызвестного тебе городка, прекрасного в своей опасности и таинственности. Слушаешь и будто стоишь на поляне, вокруг сикоморы, ветер, совы, еще секунда и появится Боб… Это некая дань уважения мэтру или невольная аллюзия?

Krobak: Все виды искусства чрезвычайно связаны. Иногда чувствуешь себя неким проводником, неживым объектом, который просто трансформирует одно энергию в другую, преобразуя впечатления от увиденного в музыкальные образы. Конечно же, Линч оказал огромное влияние, и не на одного меня, это большой мастер показывать сны наяву (опять-таки, без всяких стимуляторов), обладающий необычным способом мышления и неистощимым талантом. Если в «Дневнике…» мое увлечение творчеством мэтра проскакивает изредка и показано косвенно, то на ЕР «Vorkoma» есть прямая аллюзию – миниатюра “Three Tired Hands”, трибьют тандему Линч/Бадаламенти.

Мила: Ясно. Кстати, о «Vorkomе» расскажи, пожалуйста, поподробней об этой твоей работе. Насколько я знаю, название переводится, как «приход весны», но если прослушать композиции на этом EP (мне, кстати, все очень понравилось), то, как мне кажется, никакого пробуждения, новой жизни, капели, ландышей и птиц, возвращающихся обратно, уже не будет. Мы так и останемся в жестокой зиме, мечтая о солнце. «Vorkomа» очень красивая и очень грустная вещь, причем это не светлая грусть, а именно такая безысходная…Так ли это на самом деле для тебя как для творца? И если да, то, что именно расстроило и подавило тебя так сильно, что ты написал эту музыку?

Krobak: Хм…откровенно говоря, я не воспринимаю «Форкому» как некое средоточие депрессива. Возможно, это связано с тем, что в процессе создания вещи и ее дальнейшей записи эмоции несколько притупляются, я даже самую печальную вещь я могу играть, сдерживая свои эмоции. Грусть в «Форкоме» вполне естественна: весна-то весной, но зима умирает, и в ней навсегда останутся те несчастные, застреленные недоумками с папиными пистолетами в немощных ручонках…даже финальная вещь имеет свой подтекст: название глубоко оптимистично (“Everyday I set my Gaze towards the East waiting for the Sun”), в то время как сама музыка не несет в себе особого позитивного заряда. Возможно, минорное настроение обусловлено тем, что негативные эмоции гораздо сильнее позитивных, и они с гораздо бОльшим эффектом могут быть перенесены в произведение искусства…но при этом грустную песню, по-настоящему грустную, написать гораздо труднее, чем веселую – послушайте “Homesick” The Cure, и все станет предельно ясно.

Возвращаясь к моему личному отношению к «Форкоме»,то все-таки я вижу здесь проблеск надежды, причем, в самой незаметной вещице диска – “As Fresh As The Air Of The Night”. Если у кого она любимая, то поздравляю: вы раскрыли секрет прихода весны 

Мила: А сам «Хробак», если отбросить присущую всему двойственность, это в большей степени житель Белого или Черного вигвама?

Krobak: Ох, какой вопрос :). Хотелось бы вернуться к теме дуализма и наличии в нас обоих начал…также можно вспомнить и такой феномен, как «тульпа» - злой двойник в индийской мифологии, доппельгангер, существующий у каждого человека, своеобразная тень души…Это опять-таки вопрос, который каждый должен решить для себя, но я все-таки считаю, что любое искусство созидательно, и Хробак должен нести гармонию, спокойствие, и я лично не вкладываю негатива в свое творчество. Это как с меланхолией – это грусть, но грусть светлая. Тем более как раз сейчас я чувствую себя крайне позитивно, и не вижу нужды в деструктивном эттитьюде как таковом :).

Мила: Я знаю, что, помимо музыкальной деятельности, ты еще с успехом занимаешься и журналистикой, пишешь ревью для «Prog Archives». Если бы тебе на рецензирование попался бы альбом «The Diary of the Missed One» , чтобы ты о нем написал?

Krobak: Ох :). Ребята на Архивах мне предлагали сбацать ревью на самого себя, ставя в пример Стивена Уилсона, который почти регулярно оценивает свои альбомы :). Скажем так, оценка была б в районе четверки. Конечно, я столько вложил в этот альбом, все, что во мне происходило с осени 2006, когда появилась тема «Парка Луны», до того момента, когда я открыл посылку со своими дисками…столько эмоций, переживаний, идей, столько души вложено – в какой-то мере это действительно больше дневник, нежели музыкальный альбом… Тут я бы ставил огромную пять без сомнений :). Но как честный рецензент, обязательно обратил бы внимание потенциальных слушателей на то, что условия записи и использованная аппаратура были более чем скромные, и хвала кудесникам из Кардиовейва, которые привели фонограмму в более-менее пристойный божеский вид путем уличной магии…в смысле, ремастеринга :). Поэтому качество далеко от стандартов Эбби Роуд. С другой стороны, если потенциальный слушатель котирует лоу-фай и ставит искренность выше вылизанного саунда, то нам с ним по пути. Мне, к примеру, гораздо интереснее слушать раннюю Лакримозу, записанную в аховских условиях, чем недавние творения герра Вольфа (с симфоническими оркестрами и т.д.), там больше неприкрытого, истинного, искреннего.

Второй «полнометражный» альбом Хробака будет записан в студийных условиях, с живыми музыкантами, и будет не сколько отражением моего внутреннего мира (результат сего успешно достигнут на дебюте, я считаю), сколько изображением музыкальности Хробака, выражением исключительно музыкальных идей, пиршеством гармонии и красоты…во всяком случае, мне этого хотелось бы :). Альбом уже готов (в демо-версии), осталась сущая мелочь: перезаписать его в студии и издать :).

Мила: О, это отличные новости! Буду с нетерпением ждать твоего нового альбома. И раз уж ты сам заговорил об условиях записи и использованной аппаратуры, то не могу ни спросить тебя о том, как и где ты писал свои первые демо и DIY –релизы? Это была домашняя студия или нет? Правда, что у тебя гитара «Урал», какой музыкальный софт используешь? Как, вообще, происходит, процесс записи композиции от «Хробака»?

Krobak: Ха-ха, все верно. Гитара «Урал», старше меня возрастом, когда принесенная отцом со склада ДК…расстраивающаяся между записями партий…До появления компьютера писался на магнитофон «Весна» (вот откуда демка последнего трека на «Форкоме» нарисовалась), потом на компе использовал банальный набор ламера – Adobe Audition далеко не самой новой модели и Fruity Loops с набором сэмплов DrumKitsFromHell, очень мне пригодились. Отдельная благодарность кудесникам Кардиовейва, которые в получающемся шуме разглядели и вытащили музыку:). Покупка новой гитары на днях – серьезный апгрейд моей аппаратуры и серьезный стимул к новому творчеству, кстати…На данный момент домашний процесс записи происходит так: я сперва пишу гитарную демку вещи, расписываю на листочке структуру, потом прописываю партию ударных все в том же DrumKitsFromHell, закидываю ее в Adobe Audition и уже потом начинаю накладывать гитары. Все партии подвергаются минимальной обработке, а сторонние эффекты или клавиши стараюсь не использовать вообще. Впрочем, все эти записи в данный момент лежат дома на жестком диске, так как при всем желании их не назовешь иначе, чем «качественным демо». Боюсь сглазить и загадывать, но совсем скоро меня ждет запись на нормальной студии, с живыми ударными, так что ждите новых, 100-процентно студийных хробацких треков!

Мила: Тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить! Дай бог, чтобы все получилось, как ты хочешь и как задумал! Не могу ни спросить о названии твоего проекта, Хробак, это ведь означает червь, червяк, а для большинства людей, черви не вызывает положительных эмоций, одно лишь отвращение, а это как-то не вяжется с красотой твоей музыки?

Krobak: Тут все просто, и ответ мой будет краток и нисколечко не витиеват :). Помнишь клип Tool “Stinkfist” c корчащимся в финале на полу червячком? Я его первый раз увидел еще лет в 10, и этот самый червячок произвел на меня неизгладимое впечатление. Когда же после распада Funeral of the Sun (мой прежний дум/дэз проект) я задумал поиграть что-нибудь авангардное, червячок первым пришел на ум :). Вскоре, когда вместо злого авангарда стали появляться нежные, лиричные темки (основная в «Парке Луны», первая в «Музыкой осенних деревьев»), пришла идея перевести название с предполагавшегося английского (писал его как «W0rm») на украинский. Гортанное, клокочущее в горле грубое слово «Хробак» рождало определенные ассоциации у слушателя, и как раз музыка должна была по большей части эти ассоциации разрушать :). Снова дуализм и борьба противоположностей, как видишь :).



Web-координаты «Krobak»:
http://www.myspace.com/progjester
Альбом «The Diary of the Missed» можно купить здесь: http://www.umka.com.ua/rus/catalogue/simply-rock/krobak-the-diary-of-the-missed-one.html
Скачать бесплатно «Vorkoma» тут: http://www.myspace.com/vorkomaep
ЖЖ: http://prog-jester.livejournal.com/


PS Автор выражает благодарность Игорю за интересную и живую беседу.




ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ!
В следующий вторник.

Комментариев нет: