вторник, 5 августа 2008 г.

Спецпроект Good talk - Интервью с Игорем Горелым


«MADZ» с гордостью представляет проект «Good talk», в котором мы будем вести застольные и/или официальные беседы с интересными нам людьми (представителями лейблов, промоутерами, арт-директорами клубов и т.д.), имеющими отношение к музыке, любимой нашим вебзином.

Первой жертвой наших настырных вопросов великодушно согласился выступить замечательный и талантливый человек, Игорь Горелый, глава российского независимого лейбла «RAIG», на котором выпускаются такие изумительные группы, как Won James Won, Bosch's with you, Vespero, I am above on the left и многие-многие другие!

Спешу, спотыкаясь, заметить, что еще «RAIG» является одним из наших самых любимых музыкальных партнеров, на релизы которого мы всегда готовы с удовольствием писать ревью, ибо эта музыка достойна самых высших похвал на свете!

PS Надо сказать, что интервью получилось интересным и большим, поэтому объединенными редакторскими и космическими силами было решено поделить эту беседу на несколько частей. Сегодня Вашему жадному вниманию представляется вторая, финальная часть нашей прелюбопытнейшей беседы. Начало же положено тут: http://madz-zine.blogspot.com/2008/07/good-talk.html


Мила: Какие из изданных на «RAIGе» альбомы тебе нравятся больше всего? А какие ты считаешь недооцененными слушателями?
Игорь: (молча улыбается).
Мила: А, мне все нравится, - сейчас скажет Игорь.
Оба смеются.
Игорь: Каверзный вопрос (улыбается). Все издания RAIG появляются только потому, что нравятся.
Мила: Ну, есть же альбомы, которые прямо греют душу. Что-то, к чему хочется постоянно возвращаться.
Игорь: У меня, наверное, душа какая-то непостоянная…
Оба смеются.
Игорь: …Она постоянно требует какой-то разной музыки.
Мила: Я могу тебе сказать, что мне, например, очень нравится первая часть босховской трилогии. Я очень часто ее переслушиваю.
Игорь: Ты знаешь, я до сих пор часто слушаю самую первую пластинку, которая выходила на RAIG. Это альбом Антона Батагова «Music For Piano». Хотя уже пять лет прошло, и в общем-то, я столько раз ее слушал… Из изданного на RAIG нет пластинок, которые забыты и к которым не возвращаешься. Может быть, есть пластинки, к которым возвращаешься реже. Просто в силу того, что на них запечатлено очень депрессивное тягостное состояние души…
Что касается недооцененных пластинок… Вообще, оценка и резонанс на наши издания у меня часто вызывает недоумение… Обобщая, скажу, что, наверное, все пластинки RAIG в какой-то степени недооцененные. Может быть, это моя какая-то недоработка (задумывается)...
Мила: Нет-нет, это неправда.
Игорь (улыбается): Я ведь продолжаю учиться… Но, действительно, меня удивляет, почему люди порой смотрят и не видят, слушают и не слышат…
Мила: А почему, как ты думаешь? Почему у нас такой пассивный слушатель?
Игорь: Я не только нашего слушателя имею в виду… Но если говорить о нашем… Он очень специфический. Очень консервативный и очень избалованный. И еще очень инертный. Одно время я думал, что у нас просто слишком много равнодушных людей. Сейчас понимаю, что равнодушие – это не то слово… Человек ночами не спит, сидит и качает гигабайты всякой музыкальной каши через инет…
Мила: Все подряд.
Игорь: Да… Его не назовешь равнодушным. Это, наверное, такой инертный потребительский психоз… Помнишь, это слово «потреблядство»?
Мила: Да-да-да, отличная книга и теория.
Игорь: Вот, это про нашего слушателя… Не все, конечно, одержимы демонами. Но… Вот о гениальности зарубежных идолов будут и говорить и писать бесконечно. А соотечественников игнорируют. Палец о палец не ударят, чтобы поддержать: на концерт прийти, пластинку купить, просто написать пару строк музыканту – мол, спасибо, молодец, держись…
Мила: А слушатель «RAIG» какой он? Каким ты себе его представляешь?
Игорь (задумывается): Не знаю… Наверное, слушатель RAIG разный, потому что издания очень разные. Не знаю, хорошо ли это или плохо. Разнородность слушательской аудитории в общем-то отражает раскол и сегментацию нашей независимой сцены. За рубежом независимое сообщество выстраивается отнюдь не по жанрово-стилистическим признакам, скорее по мировоззренческим и социальным связям. У нас независимого сообщества вообще нет. Есть «тусовки» - пост-роковая, хард-коровая, прог-роковая и т.д. и т.п. Каждая существует сама по себе, варится в собственном соку…
Мила: И все они почему-то находятся в конфронтации друг с другом.
Игорь: Не уважают, не интересуются и избегают друг друга… Смешно – живя в одном городе, даже не знают о существовании друг друга. Какое уж тут сообщество?!
Мила: Просто нет unity, общего духа, единства.
Игорь: Да. Вот поэтому и слушатель разный. Приходит на RAIG из самых разных «тусовок» и сильно удивляется, обнаружив помимо известной ему музыки что-то еще. Симпатичен слушатель, который, придя за прог-роком, решит попробовать и распробовать, скажем, авангардную электроакустику…
Мила: Понятно. А, расскажи, пожалуйста, что из себя представляет договор, который «RAIG» заключает с музыкантами, при решении вопроса об издании их музыки.
Игорь: Договор – это необходимый юридический документ, который уполномочивает меня официально делать тираж издания с музыкой, которая мне не принадлежит. Суть его – RAIG просит автора дать официальное разрешение на использование его произведения.
Мила: На твое имя?
Игорь: Да. Кстати, то, что в народе называется «Договором о передаче авторских прав» – само по себе юридический нонсенс, страшилка для несведущих. Автор всегда остается автором – ему всегда принадлежит его произведение, если только он не решит добровольно отказаться от своего авторства в чью-либо пользу.
Договоры с авторами, как правило, регулируют смежные права. Мы подписываем «Договор на использование произведения». В тексте перечисляется как именно мы его будем использовать, в какие сроки, только мы или кто-то еще и т.д. Как правило, мы включаем в договор далеко не все виды «использования», которые предусмотрены действующим российским законодательством. Например, возможность ремикширования и трансформации произведения нас не интересует. А вот автор, который подписал (не читая) договор с таким пунктом, рискует оказаться в ситуации, когда его материал взяли и перелопатили…
Мила: Это получается такая лазейка для недобросовестно работающих лейблов.
Игорь: Да. Я разъясняю авторам каждый пункт нашего документа. Если что-то у него вызывает сомнения, то вносим коррективы, насколько это возможно. Меня интересуют только ключевые пункты: тиражирование (оно же воспроизведение), распространение без каких-либо территориальных ограничений, транслирование. Принципиальный момент – мы всегда просим дать эксклюзивное разрешение, чтобы наше издание не дублировалось другими лейблами ни в России, ни в других странах. Вопросы лицензирования рассматриваются отдельно, по согласованию с автором…
Вообще, автора мы не пытаемся «закабалить». Как раз напротив, стараемся «втянуть» его в процесс. Поэтому оставляем за ним широкую свободу действий по распространению и продвижению его авторской музыки, при условии координации наших действий и полной открытости друг другу.
В конечном итоге, все, так или иначе, сводится к взаимному доверию. Если его нет, то никакая бумага тебе не поможет. Я так думаю.
Мила: Каким ты видишь будущее своего лейбла? Например, 2015 год, что из себя представляет «RAIG»?
Игорь: Не удивляйся... Если смотреть на вещи прозаически, то любой независимый лейбл, если он по-настоящему независимый, существует до того момента, пока его создателям интересно им заниматься. Я думаю, что рано или поздно наступит такой момент, когда мне или Димычу уже будет невозможно делать то, что мы делаем сейчас физически… Тогда RAIG прекратит существование. Не факт, что это произойдет в 2015 году, но… будущее RAIG конечно. Придут другие.
Мила: Ты меня не удивил, а убил своим ответом… А, когда ты перестанешь заниматься лейблом, означает ли это, что ты тогда будешь сам чем-то еще? Какие твои планы?
Игорь смеется.
Игорь: Мила, я надеюсь, что это произойдет в то время, когда я уже вообще не смогу и не захочу ничем заниматься.
Мила: Грустно как-то стало... Сейчас я тебе тогда какой-нибудь повеселее вопрос задам.
Игорь: Ну, я же тебя предупредил, что на какие-то вещи я смотрю прозаически.
Мила: Тогда напоследок надо выпустить какой-то самый шикарный релиз надо, чтобы красиво уйти.
Оба смеются.
Мила: Можно сейчас уже начать поиски чего-то такого фееричного, найти, но не издавать, дотерпеть до тех времен, чтобы сделать последним релизом «RAIGа».
Игорь: То есть, ты мне предлагаешь кому-то из музыкантов сказать: «Знаешь, я обязательно издам твою работу, но только перед самым закрытием лейбла»?
Оба смеются.
Мила: Я думаю, что Дима-Пилот, у тебя с ним хорошие отношения, он может пойти на это.
Игорь: Заказать что-то типа «Авангардная элегия на кончину RAIG»?
Оба смеются.
Мила: Ты знаешь, я думаю, что, в свете сказанного тобой, конец света надо перенести не в день, когда включат андронный коллайдер, а в день, когда Игорь Горелый официально объявит всему миру о закрытии лейбла «RAIG».
Игорь: Ну, да, я, кстати…
Мила: Я уже пресс-релиз подготовил. Да?
Оба смеются.
Игорь: Нет… Просто хотел сказать, что есть немало людей, которые RAIG искренне поддерживают, переживают даже… но при этом они совершенно не читают то, что на я на RAIG пишу. Наш сайт (www.raig.ru) – сейчас это единственный ресурс, на котором можно узнать о нашей повседневности. Когда-нибудь я напишу: «Спасибо… извините… RAIG закончился». Но, как…
Мила: Донести информацию до народа.
Оба смеются.
Игорь: Ну да…
Мила: Да, читать у нас не все любят почему-то. Мой следующий вопрос такой: как я понимаю, больше всего пластинок «RAIG» продается за рубеж, у нас мало кто их покупает, к сожалению.
Игорь: Да. В основном покупают за рубежом.
Мила: А, скажи, пожалуйста, какая именно страна покупает больше всех?
Игорь: Наверное, в США, в Германии...
Мила: А почему, как ты думаешь? Ну, с США понятно.
Игорь: Вообще, это не показатель какого-то там «рыночного спроса» на музыку RAIG. Просто в этих странах больше партнерских связей с дистрибьюторами, лейблами, музыкантами… А диски заказывают из самых разных точек Земного шара… из Японии, Австралии, Латинской Америки… Связи новые постоянно появляются… Только, вот, в России никакого развития не наблюдается… Очень мало независимых структур. Одна дистрибьюция «Авант-шоп», десяток лейблов, пара-тройка магазинов… В масштабах страны – это ничто. Коммерческие сети я не рассматриваю – это особая тема.
Мила: Как ты думаешь, в ближайшее время ситуация изменится?
Игорь: Хотелось на это надеяться. Прежде всего, должно появиться крепкое независимое сообщество. Потом и инфраструктура появится обязательно. Пока силы есть, я готов помогать, опытом делиться, участвовать…
Мила: Будем надеяться, что скоро все изменится! Расскажи, пожалуйста, что выйдет на «RAIGе» в ближайшее время?
Игорь: Очень скоро выйдет второй альбом испанской инструментальной авант-проговой группы OCTOBER EQUUS. Любопытно, что треть тиража уже предзаказана зарубежными дистрибьюторами. А от российских любителей «прог-музыки» ни одного письма! И ни один журналист не поинтересовался: «Слушай, а как, вообще, получилось, что одна из самых ярких и перспективных групп европейской прог-сцены свою работу выпускает эксклюзивно на маленьком российском лейбле?» Вот, издайся они где-нибудь в США или во Франции, наши прогстеры наверняка вели бы себя иначе…
Мила: Ну, это как с «U.S. Christmas».
Игорь: Да, где-то прочитал: «Великолепная группа, у которой дебютный альбом вышел недавно на Neurot Recodings». О том, что их дебютный альбом вышел в России, иностранцев знает гораздо больше, чем россиян! Нонсенс. Ну, не читает «наш слушатель» ни сайтов музыкантских, ни сайта RAIG, ни официальных, ни независимых изданий (улыбается). Будем надеяться, что «MADZ» слушатель будет читать.
Оба смеются.
Игорь: Ждем, креативного оформления для релиза английской группы THE SURF MESSENGERS. Это не серф-музыка, несмотря на название – красивая, насыщенная авангардная электроакустика. Отличный альбом!
В течение лета выйдет новый студийник KALUTALIKSUAK, записанный в этом году в составе квартета. Невероятно сложный академический авант-психо-прог. Потом – московское инструментал-фьюжн трио RUSHUS.
В планах этого года стоят новые альбомы групп ЯЗЫК ДОЖДЯ из Брянска, московских БОСХ С ТОБОЙ, KRUZR KEN, Я СЛЕВА СВЕРХУ.
Думаю, что скоро будут готовы к изданию и новые альбомы DISEN GAGE, GDEVA и астраханского ВЕСПЕР… В общем, много всего интересного.
Мила: Планов много, дай бог, чтобы все получилось!
Игорь: Спасибо!


PS Автор выражает благодарность Игорю Горелому за беседу и сотрудничество.

Web-координаты лейбла «RAIG»:
http://www.raig.ru/
http://www.myspace.com/raigmusic

1 комментарий:

Unknown комментирует...

Боже, какие же мы все весёлые и печальные..