среда, 1 октября 2008 г.

interview - OCTOBER EQUUS - russian version


MADZ удалось поговорить с великолепным гитаристом Анхелем Онтальва из испанской авант-проговой группы "October Equus" о новом альбоме, древних мифах, семейных отношениях и...Впрочем, читайте сами!
PS Надо сказать, что интервью получилось интересным и большим, поэтому объединенными редакторскими и космическими силами было решено поделить эту беседу на несколько частей. С первой частью можно ознакомиться тут: http://madz-zine.blogspot.com/2008/09/interview-october-equus.html
Сегодня будет вторая, финальная.
Ну, и чтобы не обижать зарубежных друзей, читателей и наших почитателей было решено также явить миру материал на двух языках – родном и испанском.

Мила: В таких композициях, как «Frozen Sea», «Forgotten Sirens», «Charybdis» можно почувствовать особое отношение твоей группы к морю. Море, по своей сути, очень необычная часть этого мира, иногда оно безумствует и все разрушает, а иногда ведет себе очень спокойно, и мы восхищаемся его красотой. А твои ощущения от моря, какие они?
Анхель: Я думаю, можно сказать, что море было нашей музой при написании альбома. Лично меня, например, оно очень сильно завораживает, может быть, потому что я живу в Мадриде, а это далеко от побережья, т.к. наша столица – это географический центр Испании. Мне также очень нравится литература о морских приключениях и путешествиях, например, Стивенсон или Конрад, я очень люблю читать морские легенды, истории о различных открытиях, связанных с морем, обожаю ходить по всяким древним музеям с морским экспонатами, - ведь там можно увидеть скелеты китов и гигантских кальмаров, а также скафандры 19 века…А еще мне очень хочется купить дом в какой-нибудь рыбацкой деревеньке на севере Испании. Обосноваться там, купить лодку и…Ну, дальше итак все понятно! (улыбается).
Мила: Удачи тебе, пусть все твои мечты осуществляться! Мой следующий вопрос такой: как известно, в «October Equus» вместе с тобой играет твоя супруга и брат. Играть с близкими людьми в одной группе – это трудно или нет?
Анхель: Эммм…Зависит от ситуации, конечно…Абсолютно точно могу сказать, что мне гораздо легче играть с Амандой, всегда…Что касается брата…Смотри, мы пишем музыку вместе с ним почти что уже 20 лет. Иногда нам приходится очень тяжело друг с другом, но мы всегда находим компромисс и продолжаемся двигаться вперед. Я думаю, нам обоим помогает вечное соперничество, которое существует между нами, такой соревновательный дух, придающий нам сил. У нас обычно все происходит так: он приходит с какой-нибудь новой композицией, я высокомерно, будто делая ему одолжение, слушаю ее, при этом внутри меня зарождается зависть, что он написал такую замечательную музыку. Эта зависть помогает мне придумать мелодию и музыку, лучше, чем у брата, таким образом, у нас уже две новые вещи, или же мы просто объединяем их, получая нечто совсем иное, но тоже интересное. Хотя, я не могу сказать, что отношусь к этому только как к соперничеству, это больше похоже на такие творческие отношения, когда такая вот удаленность помогает добиться неплохих результатов.
Мила: В одном из своих интервью ты сказал однажды, что на «October Equus» не повлияла музыка ни одной из существующих групп. А как ты отнесешься к тому, если какая-нибудь группа скажет, что начала играть благодаря музыке «October Equus»?
Анхель: Подумаю, что нам льстят (улыбается). Если такое произойдет, то лично мне это будет по меньшей мере странно, как можно вдохновляться нашей музыкой, когда существует гениальная и бессмертная музыка Равеля, Стравинского и Мессиана? Во всяком случае, не думаю, что меня это обрадует…Есть гораздо более достойные музыканты. Понимаешь, мне представляется более логичным и правильным вариант, когда молодые музыканты черпают часть своего вдохновения в музыке, которая повлияла и на меня, а это классика, основа всего. Но, конечно, ничего исключать нельзя, поэтому если вдруг появятся группы, которые стали писать музыку, услышав нас, то я пойму, что то, что мы делаем интересно людям.
Мила: В России, к сожалению, мы мало что знаем о независимой испанской сцене. Не мог бы ты рассказать поподробней, что у вас происходит?
Анхель: Да практически ничего… К сожалению, у нас в стране есть всего несколько групп, играющих прог-рок, из них мне больше всего нравится «Kotebel», еще есть группы, играющие в стиле «странный рок», как я его называю, а ля Зорн-Паттон. Существует очень маленькая и закрытая для посторонних сцена импровизационной музыки. В Каталонии сосредоточены джаз-проговые команды, например, «Planeta Imaginario» очень хороши! А так, движения, по сути, нет никакого. В том стиле, в котором играем мы, т.е. в РИО-роке, наша группа в Испании – первая и пока единственная. Нет возможностей и мест, где играть, нет возможности делать промо, поэтому мы вынуждены искать выход на другие страны, где такая музыка востребована.
Мила: А почему, как ты думаешь, эта музыка не востребована?
Анхель: Все очень просто. В других европейских странах десятилетиями успешно существовала, в тои числе и финансово такая музыкальная сцена, как андеграунд. У нас, в Испании, такого не было никогда. На эту тему очень хорошо написал Мануэль де Фалья, наш, наверное, самый известный за пределами Испании, композитор, который очень сильно переживал в свое время, что его музыка не интересна на Родине. И тогда где-то в начале 20 века он принял решение уехать, и остальное известно…Так вот он написал, что не надо бояться расширять кругозор. А сейчас уже новый век, новые люди, но проблемы у нас все теже, наша музыка испанскому слушателю не нужна…
Далее, почти в каждой европейской стране, исключая Восточную Европу, существуют знаковые фигуры авант-проговой-экспериментальной сцены, к мнению которых прислушиваются, - в Испании таких людей нет, или я, может быть, с ними не знаком. Зато у нас есть прог-рок-группы, которые разделяют мнение Питера Хэмилла, что «это музыка не для меньшинства», т.к. концерты таких групп, как «Yes» или «Jethro Tull» до сих пор собирают аудиторию из 2 или 3 тысяч человек. И хотя раньше, в начале 70-х годов, они собирали стадионы, но собрать тысячу человек в наше время – означает, что такая музыка нужна, и она востребована. Так вот, эти наши прог-рок-группы играют стандартный прог-рок, основанный на «прогрессиве» 70-х и вполне неплохо себя ощущают.
Те же группы, которые играю РИО-рок и в своем творчестве основываются на некоем эксперименте и арт- поиске имеют очень мало поклонников и слушателей и практически не имеют доступа к СМИ, что странно, т.к. в других видах искусства, что касается каких-нибудь авангардных вещей, в Испании было и есть до сих пор много людей, творениями которых восторгается весь мир. А вот в музыке – мы полные ретрограды. Но не только в роке, кстати, например, во Франции Пьер Булез – национальный герой, гордость страны, меж тем, в Испании очень трудно купить записи классических композиторов, наших современников, таких, как Кристобаль Халфтер, Луис де Пабло или покойного Кармело Бернаоля, а ведь они все великолепные, исключительные композиторы.
Мила: Музыка для тебя – это духовная материя или просто средство связи с остальным миром?
Анхель: Очень хороший вопрос! С одной стороны, музыка, которую я сочиняю, это очень специфическое средство общения, так как эта музыка не универсальна, не всеобъемлюща, она рассчитана на очень узкую прослойку слушателей, эта средство общения не для всех. А с другой стороны, музыка для меня, это, безусловно, материя духовного мира, воплощенная в звуке, точно также как и для других музыкантов, например, Оливье Мессиан думал также. Безусловно, что в любом виде искусства присутствует эта духовная составляющая, но, если мы вспомним то, о чем говорили с тобой ранее: о видении музыке, ее образах и т.д. – вот это оно и есть, только в музыке есть эта магия, которая приносит сразу столько образов и эмоций! Поэтому я не разделяю метафизическую и коммуникативную составляющую музыки: существует насущная необходимость общения, которую можно рассматривать как часть интеллектуальной деятельности; общение с помощью музыки – это менять ноты, звучание, тембр и длительность композиции, потом придавать всему этому удобоваримую форму и чувствовать, что во всем этом есть некий духовный мистический посыл. Не просто все это, да? (улыбается).
Мила: Да, не просто, но мне нравятся твои идеи. А что ты тогда думаешь о происхождении музыки? Это творение Господа или же его вечного врага? Раньше ведь говорили, что актерское ремесло – это все от лукавого.
Анхель: Музыка всегда существовала в природе, во всех культурах, она сопровождала человечество с незапамятных времен. Большая часть музыки, придуманной западной цивилизацией, возникла в результате взаимодействия между музыкантами и католической церковью и ее доктринами, начиная с Баха и заканчивая Мессианом. В народной музыке можно часто встретить мотивы веры в нечто сверхъестественное, ведь в деревнях люди верили и продолжают верить до сих пор в различные мифологические божества. Что касается меня, то я не верующий, - Библия и католическая церковь (чье влияние на культуру моей страны очень велико) не убеждают меня в существовании дьявола, поэтому я даже не знаю, что тебе ответить…Единственно, что могу сказать, бедные актеры! (улыбается).
Мила: У «October Equus» очень мощное, но в тоже время очень нежное звучание, как вы этого добиваетесь?
Анхель: Даже не знаю…Все происходит само собой…Наши композиции не линейны, нам очень нравятся контрасты, различные звуковые пространства, цвета…Поэтому мы в своей музыке используем все доступные нам средства, чтобы добиться этих нюансов, полутонов, оттенков. Все совсем как в жизни, крик сменяется шепотом, безумные периоды – спокойствием, разрушение – созидание…Думаю, что вот это вот ощущение силы и хрупкости в нашей музыке происходит потому, что в ней заложен сильный эмоциональный посыл, т.к. наша музыка – живая, она не лабораторный эксперимент.
Мила: Кто твои любимые музыканты?
Анхель: Трудно так сразу ответить... Нет такого музыканта, чье творчество мне нравилось бы от и до, я просто люблю определенные периоды в их музыкальных карьерах. Например, «The Beatles», «Soft Machine-Robert Wyatt», «Carla Bley-Michael Mantler», «Mahavishnu Orchestra», «Magma», «Hatfield & the North», «Henry Cow-Art Bears» и их сольные проекты, Univers Zero», «Present», «Dr. Nerve», «Rene Lussier-Jean Derome»… Недавно я побывал на концерте новой группы Fred Frith, которая называется «Cosa Brava», и это лучшее, что я видел-слышал за последнее время. Пару лет назад мне удалось побывать на чудесном концерте «Isildurs Bane» с великолепным флейтистом Bjorn J:son Lindh, потом «Isildurs Bane» еще играли с Lars Hollmer y Michel Berkmans, и это тоже было восхитительно. Из последнего, что я слышал, мне очень понравились итальянцы «Yugen», франко-бельгийская группа «Xhohx» и русские «Disen Gage», это, вообще, теперь одна из моих любимых гитарных групп.
Еще мне очень нравится классическая музыка прошлого века – Вагнер («Тристан и Изольда»), Дебюсси, Равель, Стравинский, Барток, Прокофьев, Мессиан, Лигетти и т.д. В джазе я люблю Эллингтона, Монка, Мингуса, кроме этого я в восторге от оркестра Стена Кентона, они записывали поразительные пластинки! Еще очень люблю музыкантов, сотрудничавших с Ленни Тристано, особенно Ли Конитца. А одним из наиболее значимых для себя гитаристов и потрясающих композиторов для меня является Джим Холл. Еще могу выделить Henry Kaiser, Hans Reichel, Fred Frith, ну, а самый экспрессивный и красивый звук – у гитары Питера Грина, я не знаю, как это ему удается, но в его руках электрогитара звучит просто фантастически! Еще не могу не отметить феерических Нино Рота и Курта Уилла…
В общем, мне много чего нравится из музыки (улыбается).
Мила: Я знаю, что, помимо, «October Equus» у тебя еще есть несколько музыкальных проектов: группа «Mundo Flotante», в которой играет Аманда и твой сольный гитарный проект. Расскажи, пожалуйста, поподробней о них.
Анхель: «Mundo Flotante», - это группа, играющая в основном джаз и world-music, хотя и не без различных сложных звуковых экспериментов. Я там играю вместе с Амандой и Франом. Кстати, в «Mundo Flotante» я –единственный, кто сочиняет музыку; в ней можно встретить некие этнические мотивы, которых нет в «October Equus», и для меня эта группа тоже очень важно, так как дает мне возможность раскрыться с другой стороны. Послушать«Mundo Flotante» можно здесь: http://www.myspace.com/mundoflotante

Когда мы только начали говорить о возможности выпустить свой альбом на «RAIGе», Игорю Горелому удалось прослушать несколько моих вещиц, которые были записаны просто так, во время каких-то импровизаций с гитарой. Его очень заинтересовал эта сторона моего творчества, и он упомянул о возможности в будущем издать и мой сольный диск с этими гитарными импровизами. Мы договорились, и уже неделю спустя я отослал ему готовую пластинку. На мой взгляд, на диске одни из лучших вещей, что я когда-либо записывал, причем, туда вошли не только импровизации, но и просто какие-то мои музыкальные пьесы. Думаю, что альбом выйдет в 2009 году на лейбле «RAIG».
Послушать треки можно здесь: http://www.myspace.com/angelontalva

Кроме этого, в скором времени появится результат моего сотрудничества с «Sham-Fonk Rhythm Section», т.е. с Ken Hyder y Theo Scipio. Это особенный проект, и, честно говоря, я безумно рад и горд принимать в нем участие. Вот как о нем отозвался Guy Segers («Univers Zero», «Present», «Carbon 7 records»): «Ну, это будет что-то невероятное. Музыка из потайных глубин твоего мозга. Микс из доисторических и электро-космических видений». Думаю, что это его высказывание как нельзя лучше характеризует эту музыку. Кстати, внимание всем промотерам! Мы готовы играть во всех уголках земного шара!
Послушать «Ángel Ontalva & the Sham-Fonk Rhythm Section» можно тут:
http://www.myspace.com/angelshamfonk
Мила: Ну, и, напоследок, не могу не спросить тебя о концертах «October Equus» в Москве. Планируете ли вы к нам приехать? Лично я жду вас с нетерпением!
Анхель: Пока мы еще конкретно не разговаривали ни с кем на эту тему, но, конечно, нам безумно хочется приехать в Россию, познакомиться с вашей фантастической андеграундной сценой, сыграть с русскими группами. Мы уже говорили с некоторыми своими русскими друзьями о возможности приезда, но это не был деловой разговор, так, на уровне обычной беседы... Но, надеюсь, что у нас все получится!
Мила: Дай-то Бог! Анхель, большое тебе спасибо за беседу! Я желаю только успехов тебе и твоим группам!

«October Equus»:
http://www.myspace.com/octoberequus
Альбом "Charybdis" можно купить здесь: http://www.raig.ru/

Комментариев нет: